Жанр этой книги обозначить довольно сложно — это не автобиография,
не мемуары, и не этнографический очерк в чистом виде. Точнее всего
будет то определение, которое дали сами издатели: ток-шоу. После выхода
в конце позапрошлого года первой книги Бибиш, "Танцовщица из Хивы, или
История простодушной", она на какое-то время стала частым гостем
телепередач. "Я воспринимаю Бибиш как природное явление. В музыке есть
Цезария Эвора, а в литературе — Бибиш", — заявила в одной из них некая
психологиня.
Сочинительница, от которой ждали второй книги, похоже, ухватилась
за эти слова (которые она сама же и приводит) и просто предъявляет саму
себя "как есть" — не особо заботясь ни о сквозном сюжете,
ни о связности повествования, ни об отсутствии повторов. Эпизоды
из детства и юности перебиваются рассказами о приглашениях
на телевидение и беседами в издательстве, общие рассуждения
о человеческом счастье сменяются предельно откровенными описаниями
собственной не слишком благополучной семейной жизни. И все это
скрепляется восточными притчами, услышанными от бабушки. Автор
извиняется за свой язык: "Если я плохо говорю или пишу на чужом языке —
не значит, что я плохо мыслю". Все так: Бибиш демонстрирует
и способность отрефлексировать пережитое, и наблюдательность,
и своеобразное чувство юмора. А главное — совершенно несгибаемую волю,
которая уживается в ней с истинно восточным фатализмом. В конце
повествования танцовщице из Хивы удается добиться своего: открыть
танцевальную студию. Видимо, третья книга будет посвящена как раз это